Как развить зрительную память упражнения. Зрительная память: эффективные упражнения для тренировки

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может , без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Упражнения для развития зрительной памяти и воображения

Сегодня мы предлагаем Вам удивительные игры и упражнения, которые не только позволят весело и с пользой провести время, но и сделать Вас и Ваших детей на один шаг ближе к суперспособностям.

С помощью всего одной игры Вы сможете развить воображение и зрительную память для того, чтобы легко учиться! Запоминать все, что угодно и с одного раза!

Поможет нам в этом простая игра “Муха в кубе”.

Описание игры и правила Вы можете посмотреть тут:

А так же выполняйте несложные упражнения, которые помогут Вам и вашим детям развить воображение:

Упражнение 1

Одно из несложных, но, на самом деле, эффективных упражнений для развития зрительной памяти состоит в тренировке запоминания обычных предметов. Скорее всего, это упражнение покажется для вас легким, но попробуйте, и вы удостоверитесь в обратном.

Возьмите самый обычный предмет (желательно яркого цвета), например, записную книжку, яблоко, конфетный фантик и пр. В расслабленном состоянии сконцентрируйте внимание на выбранном предмете. Через некоторое время закройте глаза и постарайтесь представить этот предмет с максимально возможной точностью. Попытайтесь вспомнить его размер, особенности, детали, оттенки цвета. Откройте глаза, посмотрите снова на предмет и определите, чего еще не хватает образу, созданному в вашем воображении. Скрупулёзно отметьте пропущенные подробности, затем снова закройте глаза и «дорисуйте» образ предмета; опять сверьтесь с реальным предметом и повторяйте эти действия до момента, когда получится создать образ, совпадающий во всех деталях с реальным предметом. Систематическое выполнение этого упражнения - это важный этап в тренировке зрительной памяти.

Упражнение 2

Данное упражнение является продолжением упражнения для развития зрительной памяти № 1, поэтому выполняется после того, как у вас начнёт получаться первое упражнение. Продолжение заключается в том, что вам следует перенести воображаемый образ предмета на бумагу, т.е. нужно нарисовать его «по памяти».

Художественные изыски в этом упражнении не требуются, главное - вспомнить и отобразить на бумаге подробности предмета и их примерный порядок. Затем сверьтесь с оригиналом: не пропустили ли какую–нибудь деталь.

Разумеется, эффективнее выполнять эти два упражнения вместе.

Упражнение 3

Для этого упражнения вам потребуются карикатуры, которые можно найти в Интернете или в журналах типа «Крокодил».

Важную роль в развитии зрительной памяти играет навык запоминания деталей. Подробности сложных объектов (лицо человека, произведения искусства и т.п.), нужно запоминать в порядке очереди.

Например, для многих (особенно для тех, кто имеет плохое зрение) очень сложно запомнить лицо нового знакомого. Сложность обусловлена тем, что мы стараемся запечатлеть образ лица целиком и пропускаем детали. Обращайте внимание на цвет волос и форму бровей, на глаза, нос, рот, ямку на подбородке, и очень скоро вам не составит труда вспомнить глаза у одной знакомой, волосы у другой и т.д. Без внимания к мелочам зрительная память хиреет.

Тренироваться в запоминании деталей наиболее эффективно на рисунках. И начать можно с карикатур. После внимательного изучения попытайтесь схематично нарисовать карикатуру, вспомнив все детали. Как только вы начнёте легко запоминать все подробности, переходите к репродукциям картин известных художников. Их можно найти в Интернете, но лучше купить специальные издания: одновременно с развитием памяти постепенно изучите шедевры мирового искусства.

Если вы добираетесь на работу пешком, и по пути встречаются здания, отличающиеся своей архитектурой от обычных многоэтажек, то старайтесь запомнить расположение и число окон, размер дверей, наличие декора, форму карнизов и т.д. Не просто смотрите - изучайте! На рабочем месте сделайте 5–минутку отдыха, во время которой воспроизведите в воображении здание со всеми мелочами. Когда пойдёте домой, проверьте свою зрительную память и на следующий день постарайтесь запомнить на здании новые детали.

Упражнение 4

Для этого упражнения нужно приготовить 50–70 мелких предметов (пуговицы, ключи, брелоки, зажигалки и т.п.) и положить их в какую–нибудь коробку. Кроме того, вам нужен помощник.

В первый день помощник достаёт из коробки семь предметов, кладёт на стол и закрывает их покрывалом. Затем снимает покрывало, считает до десяти и снова закрывает предметы. А вы как можно точнее называете, какие предметы и в каком порядке лежат под покрывалом. Каждый день можно добавлять один предмет, увеличивая общее количество до пятнадцати штук.

Если помощника нет, то в Интернете можно найти подобную игру для развития зрительной памяти: на экране некоторое время демонстрируются предметы, затем исчезают, а вам предлагается из многих предметов выбрать нужные.

Упражнение 5

Упражнение на развитие, так называемой, фотографической памяти: достаёте костяшку домино и, не подсчитывая, называете число очков. Если это удаётся сделать без труда, то достаёте две кости, затем три и т.д.

Упражнение 6

Фантастическое упражнение на развитие фотографической памяти. Тренировка этого вида памяти позволит вам прочитывать несколько абзацев текста с ОДНОГО взгляда. Для этого нужно пытаться одним взглядом «схватить» два слова. Посмотрели - закрыли глаза - представали. Затем таким же образом поступайте с фразами, отрывками, абзацами. Некоторые могут «фотографировать» целые страницы учебников.

Упражнение 7

Вечером (под одеялом перед сном) постарайтесь вспомнить все места, в которых вы побывали: цвет стен, рисунок обоев, число окон, стульев, вещи на столе и т.д. т.п.

Хорошая зрительная память – полезное свойство, позволяющее запоминать и воспроизводить образы. Лучше всего зрительная память развита у художников, которые запоминают увиденное в деталях. Вы тоже можете развить этот вид памяти с помощью увлекательных упражнений.

Зачем нам зрительная память? Отучившись в школе и институте, большинство из нас вспоминает о памяти лишь тогда, когда что-нибудь забудет. «У него девичья память, дырявая память, короткая память», – так говорят о человеке с плохой памятью. Но, жалуясь на нее, никто особенно не стремится ее развивать. И напрасно, ведь она нужна не только для того, чтобы на старости лет искать очки или не заблудиться в метро.

4. Призываем на помощь синестезию

Греческое слово «синестезия» означает «смешанное ощущение». (Его антоним – слово «анестезия», означающее отсутствие ощущений.) У людей-синестетиков в ответ на раздражение какого-то одного органа чувств, например органа зрения, дополнительно возникают ощущения, которые соответствуют другим органам чувств, и эти ощущения смешиваются.

Синестетики не только слышат звуки, но и видят или чувствуют их. Они не только видят предмет, но и осязают или слышат его. Например, цифра 10 кому-то из них может представляться голубой, а имя Зоя – вызвать ассоциацию с яблоком. Синестетик вполне может сказать кому-то, что его имя – фиолетовое и горькое на вкус. Причем каждый синестетик имеет собственные впечатления: один видит букву «у» зеленой, другой – желтой, а третий – коричневой.

Связывая зрительные элементы, к примеру, со звуками или запахами, мы даем возможность мозгу лучше сохранить их в памяти, поскольку с помощью синестезии визуальные образы глубже укореняются в мозгу.

5. Учимся запоминать частями

Всю картину, схему или предмет полностью запомнить трудно, поэтому разобьем их на несколько частей и запомним каждую отдельно. Например, быстро запомнить, во что одет человек, можно, если сначала отметить главные части его гардероба: брюки, рубашка, пиджак и туфли. А затем в каждой этой части выделить детали: темно-синие брюки чуть расклешены от колена, пиджак такого же цвета приталенный однобортный, в кармане пиджака синий платок в белый горошек, белая рубашка, на ногах черные оксфорды, требующие ремонта.

6. Упражнение «25» букв

Для его выполнения нужно несколько участников. Нужно нарисовать таблицу с 5-ю клеточками по горизонтали и 5-ю – по вертикали. В клеточки записываются 5 слов: олово, ветер, арена, мусор, омега (итого 25 букв). Ведущий дает участникам полминуты на запоминание, затем забирает таблицу. Участники должны составить как можно больше новых слов из букв, стоящих справа и слева друг от друга, сверху или снизу. Упражнение развивает не только зрительную память, но и быстрое мышление.

7. Методика Айвазовского

Известный маринист Иван Айвазовский имел прекрасную фотографическую память. Вздымающиеся волны на его картинах выглядят как живые, а не застывшие. А рисовал он их по памяти, которую тренировал, сидя на берегу моря и наблюдая, как оно «дышит». Он вглядывался в волны, закрывал глаза и сохранял эту «фотографию» в своей памяти, а в дальнейшем переносил запечатленный образ на холст.

Таким же образом можем тренировать зрительную память и мы. Всматриваемся в течение 3–5 минут в какой-то предмет, например в вазу с цветком, затем убираем ее и переносим запомнившееся изображение на бумагу. Проверяем себя, насколько точно нам это удалось.

8. Играем со спичками

Бросаем на стол в произвольном порядке несколько спичек – для начала хватит пяти. Смотрим несколько секунд, отворачиваемся и раскладываем в запомнившемся нам порядке новые 5 спичек на другой поверхности. Сравниваем.

Постепенно количество спичек увеличиваем, а время их рассматривания и запоминания порядка, в котором они расположились, уменьшаем.

Некоторые люди имеют хорошую зрительную память, она помогает им запомнить большой текст, телефонные номера, стихи, мелкие детали у человека, которого видели две секунды. Это обычные люди, просто у них с рождения хорошо развита зрительная память.

Хорошо развитая зрительная память помогает человеку легко справляться с запоминанием большого потока информации, который он видит.

По мнению психологов у человека бывает, развит только один вид памяти зрительный, слуховой или обоняние.

Человек на своем жизненном пути постоянно что-то должен запоминать и зрительная память ему может быть большим помощником.

Как же развить зрительную память, если она от природы мало развита?

Зрительную память нужно развивать ежедневно, для этого понадобится немного дополнительного времени, заниматься можете вечером, в выходной день, по пути на работу, в обеденный перерыв, во время шопинга по магазинам и так далее.

Выполняя простые упражнения, вы можете хорошо развить зрительную память и не только память, но и внимание

Упражнение 1. Запомни и воспроизведи

Возьмите обыкновенные спички разложите на столе какую-нибудь фигуру, запомните ее отвернитесь и воспроизведите точно такую же фигуру по памяти.

Теперь повернитесь и проверьте, совпадают у вас фигуры или нет. На это упражнение уходит немного времени, но оно хорошо тренирует зрительную память.

Упражнение 2. Запомни картинку

Откройте любую книгу с картинками выберите нужную для запоминания картинку. Посмотрите на эту картинку в течении одной минуты, закройте ее и расскажите по памяти все до мелочей, что вы запомнили на этой картинке.

Для выполнения этого упражнения можно использовать картины, вазы, узор на ковре и так далее.

Упражнение 3. Посмотри и нарисуй

Если вы хорошо рисуете, посмотрите на какой-нибудь предмет, например, ваза закройте ее и нарисуйте точно такую же на бумаге. После того как вы нарисуете вазу, сравните ее с оригиналом. Посмотрите, что вы упустили в своей работе и исправьте недостатки.

Упражнение 4. Изучение окружающего вас мира

По пути на работу или в магазин посмотрите по сторонам очень часто вы ходите одним и тем же маршрутом и не замечаете, какие красивые деревья здесь растут, какая красивая архитектура у зданий. Посмотрите внимательно на то, что вас окружает, найдите для себя что-то новое и красивое.

Попробуйте сменить привычный маршрут и пройти по другому пути, изучите все, что попадает вам на пути, смотрите и запоминайте. Вечером обязательно вспомните и прокрутите в голове то, что вы сегодня видели нового и необычного.

Упражнение 5. Чтение книг

Упражнение 6. Запомни «Ромб»

В этом упражнении надо запомнить ромб, который состоит из слов. Дано слово из трех букв, затем из четырех, потом из пяти и так далее, затем слова идут на убыль и количество букв в них уменьшается.

Этот столбик слов похож на ромб, посмотрите на него и запомните. На запоминание дается тридцать секунд, затем ромб закрывается, и вы записываете слова на память. После того как, вы написали все слова проверьте их с упражнением.

Лестница

Лесовичок

Лесничий

Упражнение 7. Мысленный образ

Возьмите какой-нибудь предмет, например, игрушку рассмотрите ее в течении одной минуты, закройте глаза и постарайтесь, представить ее, мысленно нарисуйте ее перед собой закрытыми глазами. Откройте глаза и сравните свой нарисованный образ с натуральной игрушкой, в чем у вас получилась разница. Можно повторить это упражнение, если вы мало запомнили.

Упражнение 8. Запомни пять предметов

Возьмите любые пять предметов поставьте их перед собой и посмотрите на них внимательно тридцать секунд. Закройте эти предметы каким-нибудь материалом и постарайтесь описать эти предметы вслух.

Описание должно быть подробным и четким. Затем откройте все предметы и посмотрите на них еще раз внимательно. Что вы упустили в своем рассказе? Опишите еще раз.

Упражнение 9. Опиши по памяти

Вы можете описать по памяти обстановку новой комнаты или нового кабинета. Например, вы ходили в гости и вечером, придя домой, вы можете описать обстановку, которую вы видели в гостях. Это упражнение хорошо развивает память внимание и зрительную память тоже.

Упражнение 10. Вспомнить и сравнить

Вечером обязательно вспомните, что вы делали сегодня с самого утра до обеда, вспомните все мелочи, которые происходили с вами или вокруг вас.

Затем вспомните вчерашний день эти же часы с утра до обеда и сравните, чем отличаются эти два дня.

Потом вспомните еще, предыдущий день перед вчерашним днем и что происходило в этот день с утра до обеда.

Так вы вспоминаете, закрепляете свою память и зрительно представляете себе события, которые происходили в одно, и тоже время только в разные дни.

Развивать зрительную память можно не только при помощи упражнений, но и при помощи развивающих игр.

Развивающие игры для зрительной памяти

Игра 1 «Подводные лодки»

Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка.

В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?». Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление.При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос. За правильный ответ вы получаете очки и играете дальше. Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.

Игра 2 «Красно-черные таблицы Шульте»

Игра «Красно-черные таблицы Шульте» развивает внимание и зрительную память

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики по убыванию.

В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру. Сначала надо нажать минимальное черное число, затем максимальное красное число, теперь снова минимально черное число, затем максимально красное число и так далее.Если вы отвечаете правильно, то вы продолжаете играть дальше и набираете очки.

Игра 3 «Концентрация»

Игра «Концентрация» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры надо запомнить, где находятся пары одинаковых объектов и прокликать после того как ячейки закроются.

В этой игре даны объекты надо запомнить, эти объекты, где они находятся, затем ячейки закрываются. Вам надо вспомнить, где находились эти объекты и прокликать эти ячейки.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 4 «Космос»

Игра «Космос» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль.

В этой игре летает космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Можно ответить с помощью стрелочек на экране.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 5 «Сравнение объектов»

Игра «Сравнение объектов» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку.

В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет».Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 6 «Зрительный поиск»

Игра «Зрительный поиск» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры найти фигуру не похожую на другие.

В этой игре даны разные геометрические фигуры, надо найти среди всех фигур одну, непохожую на другие.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 7 «Аэропорт»

Игра «Аэропорт» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры указать, куда летит синий самолет и откуда летит красный.

В этой игре по небу летят вертолеты, самолеты и разные воздушные суда. По центру нарисован самолет, надо правильно ответить на поставленные вопросы и указать: «Куда летит самолет» и «Откуда летит самолет». Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 8 «Фланговая задача»

Игра «Фланговая задача» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры указать, куда летит птица в центре стаи.

В этой игре по небу летит стая птиц, надо определить, куда летит центральная птица. Ответить можно с помощью курсора. Если вы отвечаете правильно, набираете очки и играете дальше.

Игра 9 «Найди фигуру»

Игра «Найди фигуру» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры найти пару к загаданной картинке.

В этой игре нарисовано много предметов из них надо выбрать один предмет, который похож на заданный предмет. Если вы выбрали правильно, то вы набираете очки и играете дальше.

Игра 10 «Перемещения»

Игра «Перемещения» развивает зрительную память и внимание.

Главная суть игры запоминать перемещение сундука с сокровищами по карте.

В этой игре сундук с сокровищами перемещается по карте, надо запомнить, где находится сундук и внимательно следить за стрелками, куда они показывают, с помощью стрелок вы определите, куда переместился сундук.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

Занимайтесь улучшением зрительной памяти, она необходима вам каждый день и на протяжении всей жизни. С хорошей зрительной памятью вы будете легко и много запоминать. Играйте в развивающие игры и выполняйте упражнения. Желаем вам удачи.

Добрый день, дорогие читатели! А вы знаете, что около 80 % информации о мире мы воспринимаем через органы зрения. В связи с этим казалось бы, что и зрительная память должна быть столь же развита от природы. Но на деле оказывается все гораздо сложнее: этот вид запоминания во взрослом возрасте изрядно «хромает».

Вам интересно, как можно исправить данное положение и «подковаться» в этой области? Я думаю, что сейчас вы непроизвольно кивнули утвердительно. А раз так, то читайте дальше статью и знакомьтесь с интересными, а главное полезными «рецептами», помогающими развить зрительную память.

Перед тем как перейти к сути статьи, хочу вам показать, какие у нас красивые деревья в припорошенном снежке стоят прямо за окном. Погода на праздники нас очень порадовала: небольшой морозец, снежок. Настоящая зимняя сказка. Посмотрите сами.

А вот такие прикольные снеговички стоят у нас в некоторых магазинах города. Если вы заметили сделаны они из пластиковых стаканчиков. Правда, здорово и необычно? Такой снеговик точно не растает 🙂

Ну, а теперь давайте перейдем к самой теме статьи. Ведь вам наверняка уже не терпится познакомиться с такой любопытной информацией.

Эйдетическая память в детстве и зрелости

Память - это звено, связывающее прошлое и настоящее, помогающее не терять связь с корнями. Знать, как тренировать зрительную память, крайне важно, поскольку она является одним из рычагов развития человечества.

Иначе этот вид запоминания называют эйдетическим, а есть еще и другие разновидности:

  • Слуховая;
  • Моторная;
  • Обонятельная;
  • Тактильная.

Они могут быть кратковременными либо долгосрочными, механическими или сенсорными. Для каждого отдельного вида предусмотрены разные методики развития, есть они и для совершенствования эйдетической памяти.

Известно, что у детей она достаточно острая и прочная, но с годами способность отпечатывать в мозгу окружающее у человека утрачивается. И в зрелости подобными умениями могут похвастаться лишь единицы, которым посчастливилось получить такой дар от природы, от родителей.

Что же делать остальным? Не отчаиваться, вспомнить простое правило: любые навыки можно приобрести многократными упражнениями, тренировкой. И тогда мы сможем не особо напрягаться, «вбивая в голову» некую информацию, а усваивать ее «оптом», лишь взглянув на изображение или текст.

Что именно срабатывает в мозгу, знают лишь специалисты, но по факту, субъективно, все запомнившееся воспроизводится как видео, причем без усилий, само собой. Особенно ярки эти сюжеты, когда в процесс включены и другие типы памяти, тогда они работают в комплексе и дают максимальный эффект, дополняя друг друга.

Ассоциативный ряд

Сегодня наши дети, да и мы с вами, испытываем постоянные стрессы от переизбытка информации, которую сложно усвоить. Мозг порой автоматически блокирует часть этого потока, и не всегда лишнюю. Поэтому природная любознательность и врожденный талант запоминания могут и не срабатывать у среднестатистического современного ребенка, поэтому приходится над ним работать.

Для начала хорошо бы протестировать ваше чадо (а заодно и себя 🙂) и выяснить, что он реально умеет, а чему нужно поучиться. Например, дать ему внимательно посмотреть на какой-то рисунок, новый для него. Потом изображение закрыть и дать ребенку время, чтобы он попытался его восстановить. Чем больше «всплывет» мелких деталей, тем лучше эйдетические способности.

И малышам, и взрослым в запоминании помогают ассоциации. Многие убеждались на практике, что, например, номер мобильника легче отложится «на подкорочке», если его составляющие с чем-то связаны: скажем, одна группа цифр напоминает нам о дне рождения любимого человека, другая связана с какими-то приятными (или грустными) событиями нашей жизни. Пару-тройку раз распутать такие логические цепочки, и они отпечатаются в мозгу накрепко, будут потом всплывать автоматически, а номер вы долго будете помнить наизусть.

Кстати, а вы знали, что существует два типа мышления? Рекомендую прочитать вот нашу статью и определить к какому типу мышления вы или ваш ребенок относится.

Тренируем внимание

Тренировочный процесс - дело довольно увлекательное. Его можно и нужно вести в игровой форме, тогда мозг принимает сигналы тоже «играючи» и быстро их копирует, сохраняя подобно компьютерным файлам.

Приемы тренировки зрительной памяти довольно просты. Главное - постоянство, регулярность, постепенность увеличения нагрузки. При соблюдении этих правил процесс идет оперативно.

Тренировочные упражнения для развития зрительной памяти (нажми, чтобы развернуть)

1. Взять любую иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и мысленно ее воссоздать во всех подробностях. Делать так ежедневно по нескольку раз.
2. Бросить на стол кучкой 4 - 5 спичек. В течение 2 - 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 - 14 штук, снова начать с 4 - 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом.
3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.
4. Разложить на столе 7 домино «камнями» вниз. Накрыть их тканью и под ним перевернуть их камнями» вверх. Снять ткань и постараться как можно быстрее запомнить их. Потом опять накрыть и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество домино.
5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту.
6. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.
7. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.
8. Изученную вещь попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.
9. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.
10. Пять - семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд вы должны сказать, в каком положении находится выбранный предмет.
11. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «авксоМ - Москва». Для этого необходимо зрительно представить слово.
12. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 - 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.

Знаете, какая самая простая тренировка, которую может делать абсолютно каждый человек?

Для начала ответьте на вопрос: «Что вы делаете чаще всего?» Гуляете, ходите по магазинам, совершаете моцион до места работы. Вот эти маршруты и надо задействовать в первую очередь. Внимательно наблюдать, оценивать, отмечать, что изменилось со времени прошлой прогулки. Тем, кому это удается в совершенстве, не страшно отправляться за грибами: уж точно не заблудятся, а если и поводит их хозяин леса по своим неведомым тропинкам, то они сумеют выбраться.

Еще одно из самых эффективных упражнений - игра в шахматы. Не всем доступно, но можно подобрать и упрощенные варианты: шашки, лото, пазлы.

Еще мне очень нравится играть в «Звездный час» (это наше семейное название игры). Суть следующая: из одного длинного слова составить как можно больше маленьких. В детстве с родителями очень часто играли и мне до сих пор она безумно нравится. Сидя где-нибудь в очереди, я пытаюсь найти какое-то подходящее слово (из табличек на дверях, плакатов или еще откуда) и мысленно начинаю составлять из него более короткие. Таким образом, я решаю сразу две задачи: и время ожидания своей очереди быстро проходит, и мой мозг получает порцию тренировки, которая никогда не помешает.

Регулярно занимаясь этими семейными играми, мы и отношения укрепим, и себя подготовим основательно, даже на уровне высоких профессиональных требований к таким непростым специальностям как криминалист, детектив, психолог, журналист.

Фото-сканирование

Есть люди-сканеры, для которых не составляет труда снять информацию с предмета, изображения, текста, бегло взглянув на него. Можно им завидовать, но лучше попытаться и в себе, своих близких разбудить это качество. Тем более, что это не является непосильной задачей.

Например, есть такое простое упражнение, как развить данный навык. Разложить на столе несколько спичек, составив некую фигуру или в произвольном порядке, хаотично. Пусть испытуемый вглядится в этот рисунок, отвернется, а потом (после того, как искомый «чертеж» уже закрыт плотным листом бумаги) попытается воспроизвести конфигурацию.

Подобные задания можно давать и с цветными картинками: нужно будет назвать максимальное число мельчайших деталей изображения. Или описать свою игрушку, предмет одежды тоже подробнейшим образом. По возможности, попытаться нарисовать предмет исследования.

Мало кто может похвастаться фотографической памятью на лица, это действительно редкий талант. Опять же, если природа в этом на вас отдохнула, наверстывайте упущенное, тренируясь в запоминании методом сканирования. Берите любой текст, выхватывайте взглядом сначала пару-тройку слов, что сами бросаются в глаза, старайтесь усвоить их. Затем все больше расширяйте «территорию поиска» до строчки, фразы, абзаца - и так далее. Подобным образом можно научиться охватывать взором разные предметы.

Цепочка Цицерона

Как умудрялись помнить все самое нужное и массу необязательных вещей герои древности? У них ведь не было онлайн самоучителей, консультаций, сайтов полезных советов. Даже с печатными справочниками было непросто. Зато безотказно работал алгоритм передачи опыта, ученичества.

С давних времен нам осталось наследие одного из самых знаковых мыслителей - Цицерона. Он применял довольно действенный метод запоминания, основанный на выстраивании логических цепочек, четкого алгоритма взаимодействия структурированных частей, составляющих целое. По сути это напоминает раскладывание по полочкам, по сотам, по ячейкам «камер хранения». Только помещать нужные данные следует в хорошо знакомых нам координатах. Например, в любимой комнате, на рабочем столе, в заветной шкатулке, на полках шкафа или на веранде дачи и т.д. То есть там, где нам комфортно и где хорошо известно, что где находится.

Историки уверяют, что Цицерон так и поступал, готовясь к своим блистательным выступлениям: гулял по дому и «прятал» цитаты, красивые образы, яркие метафоры в заветных уголках жилища. Затем, выйдя к аудитории, он мысленно возвращался в свои покои и «шел» от образа к образу легко, как будто нужные слова сами являлись ему из «закоулков» сознания.

Никто не мешает нам по примеру этого мудрого человека таким же образом «населить» свой дом тем, что нам хотелось бы надолго оставить в памяти.

Таблицы Шульте и иные приемы мнемотехники

Мнемотехниками специалисты называют комплекс приемов, нацеленных на «крепкое» запоминание нужной информации. Например:

  • Разложение информации на мелкие детали;
  • Привлечение ассоциаций;
  • Самовнушение;
  • Методики скорочтения и др.

Маловероятным, на первый взгляд, кажется запоминание длинного пароля к аккаунту в соцсетях. Но если его «разложить на множители», задачка становится вполне решаемой. Особенно, когда каждый из фрагментов привязать к какому-то образу, выстроится цепочка подсказок. Этот прием нередко используют в обучении иностранному языку, есть даже талантливые пособия с шуточными стишками, полными ассоциаций.

Такие связи можно закодировать и самостоятельно. Например, термин - Net (Сеть), хорошо знаком опытным пользователям, а новичкам стоит напомнить старорусское слово «тенета» - сети для ловли птиц и мелких зверюшек.

Таблицы Шульте специально разработаны для обучения скорочтению, развития периферийного и объемного зрения. Работа с ними помогает постепенно расширять зону, которую способен охватить взгляд, а параллельно увеличивается и потенциал зрительного запоминания текстовых единиц.

Хочу предложить вам пройти красочный тест из видео и напишите потом сколько слов вы запомнили. Интересно будет почитать и сравнить со своим результатом, который я пока вам не скажу.

Вот и подошел к завершению наш обзор. Надеемся, он был вам полезным. Важно не останавливаться на достигнутом, пытаться применять разные приемы и методы в комплексе, и результат обязательно будет!

Не забывайте, что на нашем блоге проводятся конкурсы, о которых можете прочитать . Кстати скоро один из конкурсов «сыграет» и мы объявим победителя.

И не забудьте — впереди еще много интересного!

А как вы развиваете свою зрительную память? Жду ответов в комментариях 🙂

С вами была Екатерина Калмыкова

Loading...Loading...