Как называется парашютный спорт. Какие бывают разновидности парашютного спорта? Виды парашютов по цели использования

Парашютный спорт, как одна из разновидностей экстремального спорта, пользуется большой популярностью. Он постоянно развивается, открываются новые школы и клубы, чтобы любой желающий имел возможность воплотить свою мечту. Если нет проблем со здоровьем, можно рискнуть и шагнуть в облака.

Парашютный спорт — интересные факты
  • Самое большое число прыжков (13800) совершил отечественный спортсмен Юрий Баранов.
  • Самый старый вид соревнований — приземление на точность, когда приземлиться необходимо в строго определенную точку. В этой точке устанавливается специальный электрический датчик, и на него спортсмену нужно наступить ногой.
  • К главным видам данного спортивного направления относят свободное падение и пилотирование.
  • Дистанция до той точки, в которой открывается купол при прыжке, составляет 3 км. И это расстояние парашютист покрывает за минуту.
  • Спускаясь под куполом, невозможно переговариваться, хоть в кинофильмах мы привыкли видеть совсем иное.
  • Самый великовозрастный парашютист в мире — Джордж Мойз, он прыгнул с высоты 3000 м. Таким образом он поздравил себя с 97-м днем рождения.
  • В Японии распространен прыжок под названием «Банзай»: прежде из самолета выбрасывают парашют, а потом выпрыгивает спортсмен, догоняет его, в воздухе надевает и раскрывает.
Особенности парашютизма
Парашютный спорт отличается рядом особенностей, которые делают его весьма притягательным. К ним можно отнести:
  • Риск и адреналин. Все, кто совершают прыжки, стремятся к одному - получить новую порцию эмоций, доказать свою смелость себе, близким и знакомым.
  • Быстрое привыкание. Каждый, кто хоть раз попробовал прыгнуть с парашютом, вполне может попасть в зависимость к данному виду спорта и встать на путь профессионального парашютизма.
  • Безопасность при соблюдении всех требований. Перед полетом обязательно проводятся высококачественные тесты и инструктажи. Также спортсменов консультирует врач, чтобы исключить наличие противопоказаний.
  • Немногочисленное обмундирование. Необходимый инвентарь для спуска — шлем, очки, перчатки и комбинезон. Ну и, разумеется, парашют.
Виды прыжков с парашютом

Сегодня спортсмены обучаются и соревнуются в парашютизме по нескольким основным направлениям. Некоторые виды прыжков могут совершать не только опытные профессионалы, но и практически все желающие.

Одиночные прыжки

Самостоятельно осуществить прыжок может любой, даже если это будет в самый первый раз. Но парашютный спорт подразумевает обязательную подготовку, сдачу теории и прохождение практики. Желающий прыгнуть обучается в течение 7 часов и по итогам выполнения всех задач ему разрешается прыгнуть и выдается снаряжение.

Если человек чувствует страх, то с ним спускается тренер. Он находится рядом и наблюдает за всем, что происходит. Высота прыжка с парашютом лимитируется только для новичков (до 1 км).

Тандемные прыжки

Парашютный спорт — это не только одиночные прыжки, но и в тандеме с другим человеком. Обычно при обучении это бывает тренер. Совместно с тренером желательно спускаться впервые. Это повышает безопасность, поскольку большую часть действий выполняет профессионал.

При наличии опыта разрешается прыгать вместе с другими людьми.

Свободное падение
Эта разновидность доступна тем, кто занимается парашютизмом профессионально, в нее входит несколько дисциплин:

  • Индивидуальная акробатика — направление, при котором от спортсмена требуется за установленное время выполнить определенное количество сальто, вращений и спиралей.
  • Групповая акробатика — исполнение разных фигур и перестройка в горизонтальной плоскости несколькими спортсменами.
  • Фрифлай- это скоростное падение двух человек, которое сопровождается выполнением ими акробатических элементов.
  • Фристайл — дает волю фантазии спортсмена. Спускаясь под куполом, он может делать любые пируэты, показывая свою пластику и координацию.
  • Скайсерфинг — это прыжки со специальной лыжей с выполнением различных трюков.
Необходимое снаряжение
Главная часть экипировки – . Она состоит из:
  • Парашютов: основного, вытягивающегося и запасного.
  • Автоматического страхующего прибора.

Все перечисленные составляющие складываются в ранец.

Следующим важным элементом в обмундировании выступает обувь . Голеностоп в ней должен надежно фиксироваться для снижения риска увечья при приземлении. Для этой цели рекомендуются берцы.

Профессионалы советуют при совершении прыжков надевать двухслойные перчатки из синтетической и хлопковой ткани. Перчатки делают лучше сцепление и облегчают управление куполом.

Комбинезон парашютиста

Для одного-двух прыжков этот аксессуар, разумеется, не нужен. Но если вы намерены включаться в парашютный спорт всерьез и надолго, то лучше купить специальный комбинезон. Такая одежда не ограничивает в маневрах, теплоизолирует и предохраняет от царапин и ссадин, которые легко получить, приземляясь. Комбинезон имеет особую форму для повышения аэродинамики спортсмена при полете.

Шлем

Этот аксессуар в парашютизме обязателен. Он может быть мягким или жестким. Мягкие шлемы производятся из кожи и текстиля. Они закрывают голову от ветра и не позволяют волосам налипать на лицо. Жесткие шлемы изготовлены из пластика и карбона. Они могут быть частично или целиком глухими, оснащенными наушниками и микрофоном.

Очки

Очки потребуются, если спортсмен выбирает для себя открытый шлем. Их функция в том, чтобы предохранять глаза от ветра и ультрафиолета. Есть определенные критерии для выбора этого аксессуара:

  • Нежелательно, чтобы очки были очень узкими, иначе они не обеспечат должную защиту.
  • Стекла следует выбирать ударопрочные, чтобы они не нанесли увечье, разбившись.
  • Примерять очки лучше одновременно со шлемом, поскольку два эти аксессуара используются совместно.

Как заняться парашютным спортом

Если вы уверены, что готовы прыгнуть с парашютом, — отправляйтесь в специализированный клуб. Его можно найти в интернете, но при этом необходимо почитать имеющиеся отзывы, а также удостовериться в том, что организацией получены все необходимые разрешения. На подготовку обычно уходит от одного до нескольких дней.

Правила первого прыжка везде аналогичны:
  • Парашютный спорт разрешен тому, кто прошел медосвидетельствование и не имеет противопоказаний. Поэтому в клубе обязательно потребуют пройти медосмотр и получить заключение.
  • Инструктаж перед прыжком является обязательным. Он занимает 5-7 часов. В ходе инструктажа даются пояснения, как вести себя в самолете, как управлять парашютом и осуществлять посадку, что следует предпринять в неожиданных ситуациях.
  • Перед прыжком сотрудники клуба берут с человека расписку — это формальность, которой не стоит пугаться.
  • Для первого спуска выдается парашют десантников. Он раскрывается сам через три секунды после прыжка.
Какой прыжок выбрать
Прыгать впервые боязно, трудно заранее представить себе свои ощущения. Возможные виды прыжков для новичков:
  • Самостоятельный. Высота — 800 метров, предварительно проводится обучение, осваивается техника, описываются возможные ситуации и способы выхода из них. Спуск не занимает много времени, а сам парашют разворачивается автоматически.
  • Прыжок вдвоем. Он может осуществляться с инструктором. Все необходимое при этом будет делать профессионал, а вам нужно будет всего лишь расслабиться и наслаждаться. При достаточном опыте разрешается прыгать в паре с другим человеком. При этом если вы оба делаете это впервые, лучше спускаться под разными куполами.

Скорость падения при прыжке с парашютом — около 200 км/ч (60 м/с); после раскрытия купола – до 5 м/с; непосредственно спуск длится до 7 минут.

Правила безопасности

Парашютный спорт, как и любой экстрим, всегда сопряжен с риском. Хотя при соблюдении всех установленных требований считается довольно безопасным. Несчастные случаи, разумеется, не исключены, но они довольно редки. Чтобы не пополнить их число, необходимо:

  • Четко выполнять необходимые действия: открыть запасной купол на нужной высоте, не совершать резких маневров, учитывать погоду и направление ветра.
  • Проверять наличие запасного парашюта и правильность его укладки, чтобы исключить проблемы с открытием.
  • Не допускать столкновения с другими парашютистами.
  • Соблюдать дисциплину, не допускать излишней самоуверенности.
  • Правильно группироваться перед приземлением, чтобы избежать вывихов и ушибов, которые не опасны для здоровья, но весьма неприятны.
Противопоказания
Есть определенные виды заболеваний и состояний, при наличии которых парашютный спорт не допустим. К ним относятся:
  • Состояние алкогольного опьянения.
  • Сердечно-сосудистые заболевания.
  • Нарушения психики.
  • Дальнозоркость или близорукость.
  • Сахарный диабет и эпилепсия.
  • Недавние переломы.
  • Анорексия или ожирение.
  • Не стоит прыгать при боязни высоты.

Достоверно неизвестно когда впервые начали совершать прыжки, используя что-то похожее на современное подобие парашюта. Упоминания о прыжках с деревьев и небольших выступов, существуют в различных легендах народов мира. В 13 веке Роджером Беконом было написано сочинение, в котором он предполагал, что возможно использование вогнутых приспособлений для парения в воздухе. Леонардо да Винчи использовал его идею в своих чертежах, парашют великого изобретателя напоминал палатку и предполагалось что человек, прыгнувши, с любой высоты не получит травм, а просто медленно спустится вниз. И лишь в 1617 г. впервые был совершён прыжок, который совершил Фауст Веранчио, учёный сам сконструировал парашют и удачно его применил. Но настоящую пользу изобретение начало приносить с появлением авиации. Особенно во время обоих мировых воин, парашют спас немало жизней пилотов и доставил огромное количество ценных грузов.

Виды парашютного спорта

В мирное время появилось такое понятие, как парашютный спорт, который нашёл своих фанатов по всему миру, достойно заняв своё место среди других спортивных состязаний. Со временем простой прыжок с самолёта превратился во множество дисциплин.

Прыжки на точность приземления

Прыжки на точность приземления, одно из самых первых соревнований, появившиеся примерно в 60 годах. Приземление в 100 метровый круг считалось вершиной умения, но погрешность в 80 метров также засчитывалась. Сейчас уже, любое отклонение от цели недопустимо.

Классический парашютизм

Классический парашютизм, наиболее популярный в настоящее время, делится на два упражнения,

  • первое - точность приземление в круг размером 3 см.,
  • второе - необходимость создания заданных заранее воздушных фигур.

Индивидуальная акробатика

Индивидуальная акробатика, появилась примерно в одно время с прыжками на точность. Но главное отличие, в том, что управлять необходимо не парашютом, а телом совершая различные трюки, сальто и вращение.

Самое сложное, наверное, в воздушной акробатике может быть только групповая акробатика. Соревнования проводится в количестве построенных фигур, на протяжении определённого времени. Количество спортсменов варьируется от 4 до 16 человек и выглядит завораживающе. Был также поставлен мировой рекорд в этой дисциплине, количество людей принявших участие составляло 296 человек.

Para-ski

Para-ski - интересное совмещение, парашютного и лыжного спорта. Схожие черты с другими состязаниями, точность прыжка, сразу после приземления движение продолжается на лыжах к финишной прямой.

Купольная акробатика

Помимо обычной и групповой воздушной акробатики, существует ещё и купольная. Участвует около 8 спортсменов в построении формаций. Фристайл, зародившийся недавно направление этого вида спорта, заключается в показании разнообразных трюков. Оценивается также сложность работы воздушного оператора, ведь сделать удачную видеосъемку требует огромных усилий.

Swoop

С появлением эллиптических куполов, стало возможно пролететь над поверхностью земли с огромной скоростью, что получило название Swoop.

Быстро набравши популярность с 1999 г. стали даже проводиться соревнования, по дальности и скорости полёта.

Wingsuit flying

С появлением новых материалов, стало возможным продлить и свободное падение для этого используют специальное снаряжение Wingsuit flying отсюда и название вида спорта. Оснащённый специальными перепонками, комбинезон, позволяет парить в воздухе, преодолевая немалое расстояние. Стиль парения схожий на многих животных, например, белки-летяги парят с ветки, на ветку расправив складки кожи между передними и задними лапами, скорей всего это и послужило идеей для создания костюма.

Авиация и парашютное дело нераздельно связаны. Изобретение парашюта в дальнейшем принесло немало пользы, получив распространение не только среди военных, но и дало толчок к появлению популярного вида спорта.

Небо во все времена манило человека, но долгое время оставалось недоступным. Сейчас парашютный спорт, как один из видов авиационного, включая многие его разновидности ‒ групповую акробатику, классику, купольную акробатику, скайсерфинг, фрифлай, свуп, доступен всем желающим.

Прыгнуть с парашютом хотят многие, однако не все решаются воплотить мечту в жизнь, не зная с чего начать. Поверьте, совсем не сложно достичь желаемого при наличии медицинских показаний и средств, стоит только обратиться в аэроклуб и пройти курс обучения. И тогда небо откроет вам свои объятия.

Исторические сведения

Самым известным первым изобретателем, мечтающим подарить человечеству возможность свободно парить в небе как птица и безопасно приземляться, конечно же, является Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения оставила после себя документальные доказательства попыток создать устройство для полета, но это не значит, что такие усилия не предпринимались людьми ранее, стоит только вспомнить миф о Дедале и Икаре.

Только через два столетия воздухоплавателем Андре-Жак Гарнереном была осуществлена мечта Леонардо. Он смог подняться в небо на воздушном шаре и выпрыгнуть из его корзины с парашютом, с высоты в две тысячи метров, удачно приземлившись.

Двадцатый век – время стремительного развития авиации, а значит, понадобилось парашютное снаряжение. Изначально требовалась специальная экипировка, необходимая военным летчикам, и она была изобретена Г. Котельниковым. Наш соотечественник смог первым представить миру прекрасную модель легкого, удобного и компактного парашюта. Изобретение в виде ранцевого парашюта, имеющего шелковый купол, и свободно размещающегося за спиной летчика, не сковывая движений, было запатентовано и стало первым решительным шагом к появлению парашютного спорта. За предоставленную возможность свободно парить в небесах «спасибо» российскому изобретателю должен сказать каждый поклонник этого вида спорта.

Привлекательные стороны

Этот вид спорта может быть интересен как для парня, так и для девушки, потому что это необычно, экстремально и захватывающе. Среди положительных сторон парашютизма можно выделить:

  • возможность убедиться, что смелость – одна из ваших основных черт характера;
  • при наличии страха высоты – преодолеть его;
  • переполниться незабываемыми ощущениями свободного падения и легкого парения;
  • ощутить восторг от всего происходящего;
  • найти единомышленников, а, возможно, и настоящих друзей;
  • взглянуть на землю с высоты, под другим ракурсом;
  • дать повод друзьям и родственникам гордиться вашим увлечением и смелостью.

Противопоказания

Мода на парашютный спорт, и наличие школ для начинающих практически во всех крупных городах, не означает его доступность для всех. Прыгнуть с парашютом может не каждый, а только тот, у кого нет медицинских противопоказаний. Какие бывают ограничения для занятий парашютизмом? Это ряд заболеваний и симптомов в виде:

  • сахарного диабета и эпилепсии;
  • хронических заболеваний в период обострений, включая сердечнососудистые и прочие;
  • наявности высокого артериального давления;
  • наличия травм и переломов конечностей;
  • неустойчивой психики;
  • проблем со слухом, включая воспаление среднего уха;
  • нарушения координации с плохим пространственным ориентированием;
  • слабого зрения (исключение в виде контактных линз или хорошо закрепленных очков с пластиковыми стеклами;
  • малого веса (только от сорока килограммов);
  • большого веса (больше девяноста килограммов);
  • употребления алкоголя либо наркотиков.

Во избежание нежелательных последствий, перед посещением аэроклуба для принятия решения о занятиях парашютизмом, рекомендуется проконсультироваться у врача о состоянии здоровья, особенно тем, у кого имеются проблемы, перечисленные в списке противопоказаний.

С чего начать?

Итак, вы убедились, что здоровье позволяет вам заниматься парашютным спортом. Следующий шаг – посетить аэроклуб, чтобы узнать стоимость и условия. В связи с тем, что это экстремальный вид спорта, который не прощает ошибок, подход должен быть ответственным и серьезным, с обязательной подготовкой к прыжку под руководством опытного инструктора.

Это занимает определенное время, но позволяет освоить азы первого прыжка, отточить действия до автоматизма, узнать о поведении в нештатных ситуациях, когда не раскрывается основной парашют либо приземление происходит в непредусмотренном месте типа крыши здания или болотистой местности. Знания и хорошая подготовка в парашютном спорте, как и любом другом, — залог успеха.

Виды прыжков

Первый раз прыгнуть с парашютом можно самостоятельно либо с помощью тренера. Самостоятельный прыжок носит название классического, а совместно с инструктором ‒ тандема.

Особенностями классического способа являются небольшая высота в шестьсот-восемьсот метров, непременное раскрытие купола парашюта, короткое время свободного полета. Плюсы способа:

  • это давно проверенный и безопасный способ;
  • снаряжение в виде парашюта высокой степени надежности;
  • прыжок можно совершить вместе с близкими и друзьями;
  • невысокая стоимость.
  • длительность наземных тренировок;
  • возможная трудность самостоятельного управления парашютом;
  • парашют достаточно много весит;
  • свободное падение занимает слишком мало времени;
  • невозможно снять действо, так как надо управлять прыжком.

Тем смельчакам, которые прыгают без инструктора, надо знать об обязательном принудительном раскрытии парашюта через пять секунд. На этом свободное падение заканчивается и начинается полет длиной в три минуты. Чтобы удачно приземлиться, требуется совершить разворот против ветра, снизить скорость и произвести касание с землей одновременно обеими конечностями.

Тандем является усовершенствованной разновидностью прыжка, совершается с высоты до трех с половиной тысяч метров вместе с инструктором. Современная эффективная методика обучения позволяет при наличии сообразительности постичь за короткое время азы процесса и имеет плюсы в виде:

  • абсолютной безопасности, благодаря контролю инструктора;
  • хорошо управляемого парашюта;
  • более долгого ощущения свободного полета;
  • возможности самостоятельно снять на камеру весь процесс.
  • дороговизна предприятия и недоступность широким массам.

Особенности способа – происходит с помощью парашюта – крыла, свободное падение длится до минуты, удачное приземление гарантировано.

Программы

Стоит только один раз попробовать прыгнуть с парашютом, чтобы стать поклонником данного вида спорта на долгие годы. Многие именно так приходят в парашютизм, будучи очарованы ощущениями первого прыжка. Чтобы увлечение было безопасным и профессионально организованным, нужно иметь сертификат о прохождении специального обучения. Это еще и шанс посоревноваться с другими на всевозможных состязаниях национального уровня. Существует две стандартные программы обучения — классическая и ускоренная.

В классической программе прыжки отрабатываются с помощью парашюта с круглым куполом. Затем постепенно переходят на прочие виды. В ускоренной программе AFF, более эффективной и современной, для обучения используют специальную парашютную систему для учащихся. Это дает возможность многоразовой отработки нужного упражнения непосредственно в воздухе. Рядом находится инструктор, прыгнувший вместе с обучающимся для контроля прыжка, чтобы на месте устранять имеющиеся замечания.

Возрастные ограничения

Руководящие документы, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми профильными организациями, гласят, что для прыжков с парашютом для юношей и девушек минимальный возраст составляет четырнадцать лет, при наличии нужного состояния здоровья и прохождения полной подготовительной программы. Для несовершеннолетних, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, необходимо наличие заверенного подписью родительского разрешения, либо их присутствие на аэродроме.

Экипировка

Это важная часть парашютизма, требующая специального снаряжения. Требования к обуви – высота голенища, утолщенная подошва, крепкая шнуровка, надежная фиксация лодыжек, во избежание вывиха ног. Требования к одежде ‒ плотное прилегание к телу, без стеснения движений, отсутствие лишних замочков с пуговицами, чтобы не было зацепа с парашютом. Идеальный вариант — теплый горнолыжный комбинезон. Не обойтись без теплых шерстяных перчаток для защиты рук, шапки и специальных очков.

Шлем выдается сотрудниками аэроклуба. Приземление не всегда бывает комфортным, поэтому стоит позаботиться о запасном комплекте, если вдруг основной замажется или порвется. Удачная экипировка, вне зависимости от стоимости, важна для качественного выполнения прыжка, и ей уделяется особое внимание.

Цена вопроса

Стоимость прыжка с парашютом достаточно высока и зависит от выбранного способа. Классический вариант самостоятельного прыжка может стоить до трех тысяч рублей, а тандем будет более дорогим, до девяти тысяч. Дополнительно оплачивается фото и видеосъемка.

Парашютный спорт – необыкновенный, сверхэмоциональный и экстремальный. В нем можно реализовать себя, вместе со своими чувствами, стремлениями, целями, вне зависимости от возраста и пола, и исполнить мечту о свободном падении. Поэтому он всегда будет востребован.

В истории изобретений сложно найти более интернационального продукта, чем парашют. Идея, высказанная впервые, как предполагают, итальянцем Леонардо да Винчи в XV в., была реализована французами в XVIII в., доработана англичанами в XIX в. и усовершенствована российским изобретателем в начале XX в.

Первоначальной задачей являлось безопасное приземление человека (например, при прыжке из корзины воздушного шара). Модели того времени не отличались широким разнообразием видов. Продолжавшееся до 1970-х гг. совершенствование конструкции и используемых материалов, привело к дифференциации парашютов на две большие группы: круглые и «крыло». Самые используемые в профессиональном парашютизме относятся к группе крыла.

Виды парашютов по цели использования

В соответствии с назначением выделают следующие виды:

  • для десантирования грузов;
  • для решения вспомогательных задач;
  • для десантирования людей.

Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.

Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.

Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.

Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:

  • вытяжные, которые вытягивают основной или запасной купол;
  • стабилизирующие, которые, помимо вытягивая, обладают функцией стабилизации десантируемого объекта;
  • поддерживающие, которые обеспечивают правильный процесс раскрытия другого парашюта.

Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.

Виды парашютов для десантирования людей

Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:

  • тренировочные;
  • спасательные;
  • спец назначения;
  • десантные;
  • планирующие оболочковые парашютные системы (спортивные).

Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.

Десантные

Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.

Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:

  • максимальная высота выброски – 8 км.
  • обычная рабочая высота – 800-1200 м.
  • минимальная высота выброски – 200 м со стабилизацией 3 с и снижении на наполненном куполе не менее 10 с.

Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:

  • 13,8 кг (Д-5);
  • 11,5 кг (Д-6);
  • 11,7 (Д-10).

Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.

Тренировочные

Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.

Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360° C за 18 с. Он хорошо управляем.

Средние скорости снижения (м/с):

  • горизонтальная – 2,47;
  • вертикальная – 5,11.

Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.

Спортивные

Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.

  • Классификация по форме крыла

Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:

  • прямоугольная;
  • полуэллиптическая;
  • эллиптическая.

Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.

Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.

Эллиптичные конструкции характеризуются:

  • более высокой скоростью (горизонтальной и вертикальной);
  • коротким ходом строп управления;
  • большой потерей высоты при развороте.

Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.

  • Классификация по типу купола

Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:

  • классические;
  • студенческие;
  • скоростные;
  • переходные;
  • тандемные.

Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.

О тличительные черты:

  • мобильны в горизонтальной плоскости (развивают скорость до 10 м/с);
  • позволяют эффективно контролировать снижение;
  • используются для тренировки точности посадки.

Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.

Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).

Спасательные

Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).

Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте :

  • от 100 м до 12000 м (С-3-3);
  • от 70 до 4000 м (С-4У);
  • от 60 до 6000 м (С-4);
  • от 80 до 12000 м (С-5).

При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.

Запасные

Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.

Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:

  • запасной парашют типа З-2 совместим с десантными и спасательными моделями Д-5, Д-1-5, С-3-3,С-4.
  • запасной парашют типа ПЗ-81 должен использоваться со спортивными вариантами типа ПО-9.
  • запасной парашют ПЗ-74 предназначен для использования с тренировочными моделями УТ-15 и Т-4.

Специального назначения

В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.

Парашюты для бейсджампинга

Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.

При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.

Развичают несколько видов прыжков с парашютом: фри-флай, фристайл, прыжки на точность приземления и некоторые другие. Стиль прыжка зависит только от профессиональной подготовки и личных предпочтений парашютиста.

Старейший вид парашютного спорта - прыжки на точность приземления . Для них используют особые парашюты, которые позволяют управлять куполом. Парашютисту надо приземлиться точно в середину размеченного на земле круга диаметром 100 м.

Индивидуальная акробатика , или классический парашютизм, и фристайл - это такой вид прыжков, когда спортсмен во время свободного падения выполняет акробатические трюки, различные фигуры. Часто прыжок снимает параллельно летящий оператор.

Групповая акробатика - выполнение в воздухе несколькими парашютистами в горизонтальном положении большого количества фигур. Обычно команда состоит из четырех-восьми человек, но это не предел.

Самый зрелищный вид парашютного спорта - фри-флай . Команда выполняет большинство упражнений в вертикальном положении на высокой скорости свободного падения - 250-300 км/ч, выступление длится примерно 45 с.

Скайсерфинг - прыжки с лыжей, на которой спортсмены в свободном падении выполняют красивые фигуры.

Набирают популярность свуп - спуск на эллиптическом куполе с длинным пролетом над землей (затея очень опасная и зрелищная).

Пара-ски - сюда входят отдельные дисциплины: спортсмены сначала соревнуются на горнолыжной трассе, а затем прыгают с парашютом на точность приземления.

Блейд-раннинг - прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей.

В парабалунинге пилот сначала сбрасывает маркер (160-метровую ленту с грузиком), стараясь попасть в наземную цель, а затем парашютиста, который тоже должен приземлиться в нужной точке.

Парашютные рекорды

Один из самых экстремальных видов спорта - бейеджам-пинг , или прыжки с парашютом с высотных зданий, антенн, мостов, в горах. Этим опаснейшим делом во всем мире увлекаются всего лишь несколько тысяч человек. Шанс погибнуть - 5 из 95 %, ежегодно это как минимум 2-3 человека.

Еще более экстремален бан-зай-парашютизм - прыжки с самолета без парашюта. Сначала из самолета выбрасывают парашют, а следом прыгает человек. Его задача - догнать парашют, надеть и открыть купол до критической высоты, а то разобьется. Впервые это сделали японцы в 2007 г ., уж очень им хотелось попасть в книгу рекордов Гиннесса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Бывший президент США Джордж Буш-старший впервые прыгнул с парашютом еще во время Второй мировой войны, а последние свои прыжки сделал на 80-летний юбилей и в возрасте 83 лет во время открытия после реконструкции Президентского музея в Техасе.

Прыжки групповых акробатов тоже требуют огромного мастерства. В 2011 г. в небе над Коломной сразу восемь самолетов подняли 186 скайдайверов на высоту свыше 6000 м, где российские спортсмены в свободном полете в течение нескольких секунд удерживали фигуру в виде огромного цветка.

Еще один мировой рекорд установили в Таиланде: 357 спортсменов из разных стран, прыгнув с высоты 11 км, удерживали в свободном падении фигуру в течение 6 с. Вообще-то прыгали 450 парашютистов, но часть их разметал ветер.

Самый же массовый затяжной прыжок состоялся в 2000 г. в Бразилии, когда в небо на семи самолетах на высоту 3657,4 м поднялись 588 парашютистов. А в 2006 г. уже 960 парашютистов-акробатов из 30 стран совершили массовый прыжок в свободном падении.

Есть среди парашютистов и рекордсмены-одиночки. Так, самое большое количество прыжков у американца Дона Кельнера : в 2000 г. он сделал свой 20-тысячный спуск с парашютом.

Среди женщин рекорд принадлежит Шерил Стирнс - на ее счету 13,5 тыс. прыжков.

А в 1999 г. некий Джей Стоукс умудрился за сутки прыгнуть с парашютом 476 раз. Побить такой рекорд практически нереально. Хотя если попробовать...

Loading...Loading...