Семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу. Женщина-пилот Капанина Светлана: биография, деятельность и интересные факты

Авиаспорт, как и автогонки, считается уделом мужской половины человечества. Она разрушила этот стереотип. Уже много лет ее имя входит в десятку сильнейших летчиков мира. Обладательница медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия», семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу среди женщин – за всеми этими титулами стоит великолепная Светлана Капанина, красивая женщина с сильным характером.


— Светлана Владимировна, расскажите про Вашу семью, кто-то из Ваших родственников летает?

Нет, семья у меня не «авиационная». Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. Впоследствии «баранку» таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время — бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательные сестра Лариса и брат Олег.

— С чего начался Ваш путь в профессиональный спорт?

— Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов. Очень многое в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала нам, своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств.


После восьмого класса я поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле — чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров, они меня не впечатляли, а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек мы отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями…

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб. Иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает меня и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а «записаться на самолеты». Ну и записалась. Несколько месяцев занималась теорией — самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и «прокатили» (по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов), то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

— Как же так получилось: полет не впечатлил, а в авиашколе Вы остались?

— С трудом уволившись из аптеки, – в те времена было очень строго с отработкой по распределению после учебы, – собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: «Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж». Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: «Он и обезьяну летать научит…» Александр Васильевич сразу уловил мой спортивный характер, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам, «перспективного спортсмена». Очень благодарна ему за настойчивость, с которой он убеждал меня остаться.

В общем, погостила я дома и вернулась, думала, что на несколько дней — уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич – он стал потом моим тренером – устроил «настоящий прогон», а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать. Взлетели. У Солодовникова пилотаж строгий, четкий, с большими перегрузками. У меня голова вправо-влево, бьется об фонарь! Земля-небо, все вращается! То тебя пытается выбросить из сидения, то наоборот вжимает, скальп вверх-вниз, руки-ноги летают по кабине, педали, ручка — все ходуном…

Я была в таком восторге, в таком колоссальном шоке! Этот шок пронесла через всю жизнь! Больше таких ощущений никогда не испытывала. Если все было бы постепенно, то есть первый полет начался с обучения, — никогда, наверное, не почувствовала бы таких неземных, ярких ощущений!

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК — и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: «Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!» Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: «Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь».

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал… Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам… С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь… Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась. Он мой «ангел-хранитель».

— Когда Вы почувствовали, что небо Вам покорилось?

— Небо не покорить. Оно может или принять, или не впустить в себя. Примет — и ты купаешься в нем, становишься частью этого безбрежного бытия… Не принимает — пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься. Покоряется не небо, а самолет — когда твой технический и физический потенциал сливается с его возможностями. Вот тогда что-то получается…

— Как формируется стиль, почерк пилота? Меняется ли он со временем?

— Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете — или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения.


— Расскажите, как Вы попали в сборную России по высшему пилотажу?

— Меня пригласил Касум Гусейнович Нажмудинов, главный тренер сборной, это было в 1991 году.

Первые сборы прошли ужасно. Пришла такая девчонка, которая мало что из себя представляет, неизвестно, вырастет ли из нее вообще во что-нибудь. Но, видно, почуяв конкуренцию, остальные члены сборной стали меня «вышибать». Было настолько обидно, я даже плакала. Я выросла среди мальчишек, здесь тоже в основном ребята… и непонятно, за что тебя за спиной обливают грязью. Решила: больше в эту команду не поеду, не нужны никакие чемпионаты мира, никакие СУ-26! И правда, на следующие сборы не поехала.

Но позже все же стала летать в сборной, попыталась отстраниться от команды, дружила с техниками. На их поддержке выехала. Знаете, дружба в команде — это важно. Когда не только «каждый сам за себя». Хочется честных взаимоотношений, поддержки, плеча.

— Вы семь раз брали мировое «золото», многократно становились абсолютной чемпионкой России. У Вас есть ученики, последователи высшей школы пилотажа?

— Если честно, то на тренерскую работу пока нет времени. Соревнования, сборы, тренировки, переезды… Всё успеть невозможно. В 1995 году я окончила экстернат Калужского летно-технического училища по специальности летчик-инструктор и, конечно, опытом делиться буду.

— Как Вы относитесь к своим наградам и победам? Какая медаль для Вас самая важная?

— Поначалу, наверное, гордилась своими наградами, а сейчас — это лишь результат проделанной работы. И уже не так важна победа (хотя и это имеет место быть), — для меня и для многих других пилотов-профи большее значение имеет, как отлетал, что создал нового, чем порадовал. Больше радует творчество, чем чисто спортивные наработки ради победы. Ну а медали – каждая дорога по своему. За каждую заплачена своя цена. Они, как километровые столбы — наверное, какие-то вехи, но об этом я буду задумываться позже. Ведь пока еще летаю…

— Насколько для Вас важно сделать каждый полет идеально?

— Хочется каждый полет отлетать идеально. «Все, что я делаю – я делаю хорошо!» Для чего плохо летать? Но как бы ты ни старался, бывают внешние факторы, влияющие на полет и тебе не подвластные: ветер, «тяжелый» самолет, слабый двигатель, местность. Поэтому — нет предела совершенству.

— У Вас двое очаровательных детей – Пересвет и Есения, но при этом Вы ни разу не уходили надолго из спорта. Тяжело было восстанавливаться после родов?

— После рождения Пересвета, недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой.

— Как Вы изменились, когда стали мамой?

— Дети – это моя радость. Чем больше они становятся, тем больше становится счастья и любви к ним. Не хочется никуда от детей уезжать. С рождением ребятишек появилась осторожность, лишний раз не кидаюсь в омут с головой. Отчаянности стало меньше, мечтаешь вернуться домой живой, в будущем увидеть их свадьбы, их счастливую взрослую жизнь. Может быть, и полюбоваться ими на пьедестале… Ну, и внуков дождаться!

— Они хотят пойти по маминым стопам?

— Есения хочет летать, как мама, и даже лучше. Хотя я это не приветствую. Пересвет же, как папа, – борется, вроде бы перспективно. Посмотрим — время есть. Главное, пусть будут хорошими и надежными людьми.

— Вам удается отдыхать?

— Я давно не отдыхала. Люблю путешествовать, но пока приходится ездить только на соревнования. Наша команда объездила почти весь мир (не были только в Австралии), но отдыхом эти поездки назвать трудно, равно как и путешествием, из-за постоянного напряжения. Спорт жесток, ему нужно отдаваться целиком, без остатка.

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Проживает в городе Москве.
Награды:
Почетный гражданин Курганской области (2015)
Орден Мужества (2014)
Орден Почёта (2002)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
Заслуженный тренер России (2002).
Мастер спорта России международного класса (1993).
Мастер спорта СССР (1991).
Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.
Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона)
Почётный гражданин штата Оклахома, США (1996)
Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.
Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen, как единственная 5-и кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу (2005)
Медаль Centenary,Международная авиационная федерация (2008).
Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
Диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997
Кубок «Лучшая женщина Чемпионата Европы» (2008).
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ
Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).
Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).
У Светланы 69 золотых медалей

Если верить ведущему «Момента истины» Андрею Караулову, который «отвечает за каждое свое слово», Владимир Путин пришел в восторг, узнав, что в России есть эта женщина – самая титулованная летчица мира Светлана Капанина. В последние дни 2014-го она получила орден Мужества в Кремле. Женщина-летчик – оригинально само по себе. Вдвойне удивительно то, что семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу еще летает, побеждает и верит в возрождение российской авиации. Потому что пока все ее победы – не благодаря, а вопреки...
Вашему вниманию интервью со Светланой.

Сборная России – частная лавочка!
– Первую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – получила из рук Виктора Черномырдина, который был тогда премьером, – вспоминает Светлана.
– В 2002 году, как раз через полтора месяца после того, как родила сынулю Пересвета, Владимир Владимирович вручил мне орден Почета. Затем мои документы несколько раз подавали на Героя России... Но бумаги всегда терялись. И вот спустя 12 лет Владимир Владимирович наградил меня орденом Мужества.

– О чем вы говорили с Путиным?
Он не каждый день видит женщину, которая «делает» асов всего мира. – Владимир Владимирович сказал, что «очень красивая летчица»...

– И всё?
– Что могла – озвучила. Последние годы обстановка в самолетном спорте все хуже и хуже. Нас, четырех членов сборной команды России по высшему пилотажу, поддерживает фирма Сухого. Остальные перебиваются кто как может...

– Про сборную по высшему пилотажу впервые слышу.
– В России о нас мало кто знает. Зато за границей российские пилоты хорошо известны. На сегодня сборная команда России по высшему пилотажу – как частная лавочка. Во-первых, из-за неадекватности руководства. Во-вторых, отношение госструктур никакое.

– А что Мутко?
– Давно поднимаю вопрос о создании центра высшего летного мастерства для сборных команд России по авиационным видам спорта. Было много встреч и обсуждений. Пока все решается положительно.

Летать не на чем!
– Получается, наш высший пилотаж на низшем уровне?
– Весь спорт поделили на олимпийские и неолимпийские виды. Первые имеют всё, вторые не имеют ничего. Грустно. Потому что многие не олимпийские виды спорта приносят стране бо´льшую славу, чем олимпийские. Я училась мастерству при советской системе ДОСААФ. Не представляете, насколько больно наблюдать, как все разваливается... Средний возраст членов нашей команды – 47 лет. Готовимся не круглый год, а только за два месяца до соревнований. Сосуды головы не подготовлены к большим перегрузкам, особенно отрицательным. Здоровье уходит колоссально...

– Если вы в фирме Сухого, то почему летать не на чем?
– Производство лучших в мире спортивных пилотажных самолетов – СУ-26 и его модификаций – закрыто уже много лет. Говорят, что они устарели. Но это неправда. Если бы они выпускались и периодически модернизировались, то до сих пор были бы лучшими в мире еще лет 20, а то и больше.

– За неимением российских «сушек» летаете вы сейчас на немецком самолете «Экстра-330»...
– Мы только начинаем переходить на «Экстру». Команда до сих пор держалась на «сухих». Сначала было три, потом два, сейчас остался один самолет… Да и его больше ремонтируем, чем летаем... В прошлом году отправились на чемпионат мира на неисправном самолете. Он перегревался и начинал вытворять чудеса со знаком минус. Но команда все равно боролась за призовые места. Спортсмены сами ищут возможность тренироваться… Много лет ходим с протянутой рукой. Один час налета по старому курсу доллара стоил около 28 тысяч рублей. А сейчас я даже боюсь назвать сумму. Техника иностранная, авиационный бензин в России не выпускается – значит, тоже надо покупать за рубежом. И масло не наше. Поэтому сейчас многие сидят на земле… А в этом году два серьезных старта: чемпионат мира и Всемирные воздушные игры. На чем будем участвовать, как и на какие средства? Неизвестно.

– Кто же сдвинет дело с мертвой точки, если даже вы, суперчемпионка, которая встречалась лично с президентом…
– Еще член высшего совета партии «Единая Россия».

– Тем более. Но и это не помогло!
– Вся надежда на министерство спорта и ДОСААФ, куда сейчас назначили нового председателя – Александра Колмакова. Но хватит ли у него сил разгребать эти авгиевы конюшни?.. Мы относимся к техническим видам спорта, но как спорт высших достижений должны финансироваться Минспорта. С другой стороны, авиационный спорт – спорт двойного назначения и без Минобороны нам не выжить. Армия в нас тоже нуждается. Без пилотажа военные летчики – просто извозчики. Медали и кубки храню в шкафу

– Правда, что в Китае вам хотели памятник поставить?
– И в Китае, и в Японии отношение самое восторженное. Фотографировали меня, снимали мерки. Но сменилось руководство города, и я не знаю, что там с этой идеей.

– Что за история, когда вы на спор пролетели в узком ущелье?
– В Китае проводился Гран-при Кубка мира. Из женщин участвовала только я. Китайцы любят все экстремальное, вот и предложили пилотам пролететь через сквозное отверстие в горе. Существует поверье, что тот, кто пройдет сквозь эти «ворота», познает смысл жизни. А если пролететь, то вообще…

– Станешь пророком?
– Наверное... Но мне лететь не хотелось. Согласилась, чтобы потом не говорили: «Мужики полетели, а баба опять испугалась». Подходит ко мне корреспондентка: «Как вы будете пролетать через это ущелье?» «А как бы вы, – спрашиваю, – хотели?» И девушка показывает рукой вот так: «на ноже». Вошла в пещеру на правом ноже, обратный полет, на левый нож, вышла многократными управляемыми бочками. А года через два, тоже в Китае, у нас был полет для занесения в Книгу рекордов Гиннесса: 10 самолетов должны были одновременно пролететь под одним мостом, каждый в своем проеме. Так организаторы, вспомнив пролет в ущелье, посмеялись: «Светлана, ты только бочку фиксированную там не делай – высоты не хватит»…

– Вам предлагали работать за границей?
– И сейчас зовут. В принципе есть вариант уехать... Но я все-таки надеюсь, что у нас что-нибудь изменится.

– Не думали бросить спорт и посвятить себя семье?
– И так стараюсь посвящать себя семье…

– Но полет – это риск.
– Да, после рождения детей ко мне пришло осознание опасности.

– Бочки другие стали?
– Не стали, но в то ущелье уже вряд ли бы полетела. Только если бы это помогло улучшить жилищные условия. Пусть это будет мелко, «по-женски», как говорит мой муж...

– Кстати, где храните медали? Только золотых 69.
– Да… в шкафу они. У меня сестра смеется: «Пригласи к себе «Квартирный вопрос». Пусть оформят тебе комнату, развесят нормально медали, расставят кубки. А то все кучей валяется». Но и «Квартирный вопрос» не смог бы разместить мои награды – площади маловато.

Светлана Капанина, фото которой вы видите в статье, - выдающаяся российская летчица, известная на весь мир. Она - обладательница огромного количества спортивных и государственных наград.

Ранние годы

Владимировна, биография которой представлена вашему вниманию в статье, появилась на свет зимой 1968 года в городе Щучинске С раннего детства она была необычайно активным ребенком. Девушка росла в обычной семье и не предполагала, что когда-то ее будут знать во всем мире. Во время учебы в школе она постоянно принимала участие в различных спортивных соревнованиях. Капанина любила находиться на ведущих ролях и порой выступала лучше, чем мальчики. Любовь к спорту привела девушку в секцию гимнастики, где она занималась более шести лет и показывала хорошие результаты. Тренеры были уверены, что из нее может вырасти хорошая гимнастка, но спортсменка решила, что не будет связывать жизнь именно с этим занятием. Что касается ее увлечений, то она очень любила технику и всегда обсуждала с мальчишками мопеды и мотоциклы. Стоит отметить, что Капанина любила покататься на мотоцикле. Уже тогда девушка начинала понимать, что ей нравятся скорость и адреналин в крови.

После восьмого класса она поступает в медицинское училище, и про спорт и технику приходится забыть. В 1987 учеба подходит к концу, и юная Света отправляется работать в одну из аптек Кургана.

Светлана Капанина: биография, юношеские годы

Фармацевтом девушка пробыла немного больше года и уже в 1988-м перешла на новую работу. Она занимала должность техника-электрика в спортивном авиаклубе города Кургана. Наблюдая каждый день за тем, как поднимаются в небо самолеты, Капанина начинает мечтать о полетах. В этом же году она начинает посещать занятия по авиаспорту. Некоторое время она просто познавала теорию, но девушка настолько рьяно изучала новый вид спорта, что уже через несколько месяцев совершила свой первый вылет. Первый год она занималась с Голубцовым, а уже в 1989-м начала заниматься с Леонидом Солодовниковым. В то время она решает, что свяжет свою жизнь с полетами, и начинает делать все, чтобы осуществить свою мечту.

Профессиональные занятия авиаспортом

В возрасте двадцати трех лет Капанина становится инструктором в одном из Иркутских спортивных авиаклубов. В этом же возрасте она попадает в сборную Российской Федерации по высшему пилотажу и тут же становится чемпионкой Советского Союза. Параллельно с выступлениями в сборной страны она работает летчиком-инструктором. В 1992 году она переходит работать в Курганский спортивный авиационный клуб, где продолжает тренировать начинающих летчиков. В следующем году Светлана отправляется на свои первые авиационные соревнования, которые проходят за границей России. Это был чемпионат Европы. Спортсменка была уверена в своих силах, но ее никто не знал, и потому в успешный результат мало кто верил. Несмотря ни на что, летчица сумела показать свой высокий уровень и завоевала "бронзу". Она заставила критиков умолкнуть. Именно в 1993 году зажглась звезда Капаниной. С тех пор она регулярно выступает на всевозможных турнирах самого разного уровня. Стоит отметить, что после успешного континентального первенства Светлана Владимировна получила звание мастера спорта международного класса.

Участие в турнирах и соревнованиях

В 1996-м она отправляется на женский чемпионат мира по авиационному спорту. В то время ее уже знал практически весь мир, и ни у кого не было сомнений в том, кто одержит победу. Так и случилось, в 1996 году двадцативосьмилетняя спортсменка стала абсолютной чемпионкой мира. В следующем сезоне ей достанется "золото" Всемирных воздушных женских игр. Стоит отметить, что в этом турнире Капанина одержит победу еще один раз, и случится это в 2001 году. Является Капанина двукратной чемпионкой России среди женщин. Три раза она становилась триумфатором континентального первенства. Она восемь раз побеждала на Всемирных воздушных играх, где между собой соревновались и мужчины, и женщины. Помимо победы на чемпионате мира в 1996, Светлана одерживала триумф на этом турнире еще пять раз.

Если сложить все которые девушка сумела завоевать, то получится шестьдесят семь. Стоит отметить, что здесь не учтены турниры, проходившие внутри страны.

Персональные награды

Учитывая, что летчица Светлана Капанина имеет такое количество завоеванных титулов, нетрудно догадаться, что в ее коллекции довольно много персональных наград. Перечислять их можно бесконечно долго, ибо Светлана Владимировна является живой легендой России. Потому стоит выделить несколько основных, которыми она больше всего гордится. Итак, к наиболее значимым наградам стоит отнести и Мужества, звание лучшего пилота за последние сто лет (по версии FAI), медаль единственной в мире пятикратной абсолютной чемпионки мира.

По словам спортсменки, самым важным для нее стало звание почетной гражданки Курганской области, которое она получила только в 2015 году. Учитывая, что Капанина начала заниматься авиаспортом в этом городе, немного странно, что награда пришла к ней так поздно. Летчица относится к этому с позитивом и уверяет, что это звание очень ей дорого, потому как было особенно долгожданным.

Патриотизм Светланы Владимировны

Светлана Капанина является истинной патриоткой своего государства. Она неоднократно заявляла, что если начнется война, без раздумий сядет за штурвал самолета и отправится бить врага. Летчица уверена, что все должны любить свою Родину так, как это делает она, и тогда будет возможность сделать Россию намного лучше. Неоднократно отмечала Капанина и то, что русские являются уникальной нацией, ведь они способны долго терпеть, а потом в один миг встанут и накажут своего обидчика.

Женщину часто можно заметить на различных встречах, где происходит общение на патриотическую тематику. Она с радостью показывает своим примером, как нужно любить родину. Светлана Владимировна с горечью отмечает, что сегодня молодежь не такая патриотическая, как это было еще двадцать лет назад. Исправлять это можно не только патриотическими лозунгами, а реальными действиями. Капанина неоднократно заявляла, что для того, чтобы молодое поколение любило свою страну, страна должна делать для них как можно больше. Что касается своих детей, то женщина старается воспитывать их так, чтобы они росли настоящими патриотами.

Жизнь вне спорта

Когда у Светланы появляется свободное время, она предпочитает проводить его с родными людьми. Женщина не является большой фанаткой ходьбы по ресторанам в компании друзей. Замужем ли Капанина Светлана Владимировна? Семья, как она сама неоднократно отмечала - это Ее мужа зовут Владимир, он является довольно известным в России каратистом. У супругов есть дети. Сына зовут Пересветом, а дочку - Есенией. Имена у детей исконно русские, и это выбор обоих родителей.

У Светланы есть брат и сестра - Олег и Лариса. Мать летчицы долгое время была бухгалтером на одной из промышленных баз, а потом некоторое время занимала должность оператора на заправке. Что касается отца, то он был водителем такси. Стоит отметить, что он был серебреным призером Казахстана по фигурному вождению на льду. Последняя его должность - егерь.

Несколько принципов из жизни летчицы

Светлана Владимировна отмечает, что никогда не пытается доказать, что она лучше кого-то. Она просто старается всегда хорошо выполнять свою работу.

Несмотря на то что она является всемирно известной личностью, в семье ведет себя так, будто никакой известности и нет. Это помогает сохранить баланс в отношениях между членами семьи.

Женщина-пилот Светлана Капанина не считает себя "железной леди", ибо у нее есть банальные страхи, как и у всех нормальных людей. Женщина отмечает, что после того, как у нее появились дети, она стала во всем быть более осторожной. Если раньше она могла за чем-то недосмотреть, то теперь не может себе этого позволить.

Один из наиболее важных принципов Светланы - хорошо относиться к родителям. Она уверена, что должна помогать им всем, чем может. Во многих интервью летчица неоднократно заявляла, что родители помогли пережить ей огромное количество трудных моментов в жизни.

Итоги. Краткая характеристика личности

Светлана Владимировна Капанина войдет в историю не только как великая летчица, но и как истинная патриотка своей державы. Как можно было понять, она готова пожертвовать собой только ради того, чтобы в стране царили мир и благополучие. Если бы все люди в Российской Федерации мыслили так как и она, то жить было бы легче.

Сегодня Светлана считается живой легендой. Она продолжает обучать молодых летчиков и уверена, что каждый из них добьется больших успехов, если будет работать не покладая рук. Женщина старается никогда не нервничать, именно поэтому ученики любят ее и с удовольствием с ней занимаются.

Светлана Капанина - летчик, заслуживающий внимания и похвал. Ее мужество и героизм неоднократно отмечал Владимир Владимирович Путин. Этот факт лишь подтверждает, что она является Великой!

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред. )

— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

27 августа в подмосковном Жуковском стартовал 11-й международный авиационно-космический салон МАКС-2013, известный своими эффектными летными программами. На какие из фигур высшего пилотажа смогут полюбоваться гости салона, узнайте из инфографики РИА Новости.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

— Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?
— Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.

— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.) , обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.

Знаменитая летчица Капанина рассказывает о встрече с Путиным, любви к родине и трудностях российского летного спорта.

[:rsame:]

Если верить ведущему «Момента истины» Андрею Караулову, который «отвечает за каждое свое слово», Владимир Путин пришел в восторг, узнав, что в России есть эта женщина – самая титулованная летчица мира Светлана Капанина. В последние дни 2014-го она получила орден Мужества в Кремле.

Женщина-летчик – оригинально само по себе. Вдвойне удивительно то, что семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу еще летает, побеждает и верит в возрождение российской авиации. Потому что пока все ее победы – не благодаря, а вопреки...

Сборная России – частная лавочка

– Первую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – получила из рук Виктора Черномырдина, который был тогда премьером, – вспоминает Светлана. – В 2002 году, как раз через полтора месяца после того, как родила сынулю Пересвета, Владимир Владимирович вручил мне орден Почета. Затем мои документы несколько раз подавали на Героя России... Но бумаги всегда терялись. И вот спустя 12 лет Владимир Владимирович наградил меня орденом Мужества.

– О чем вы говорили с Путиным? Он не каждый день видит женщину, которая «делает» асов всего мира.

– Владимир Владимирович сказал, что «очень красивая летчица»...

Светлана Капанина в воздухе / Из личного архива

– И всё?

– Что могла – озвучила. Последние годы обстановка в самолетном спорте все хуже и хуже. Нас, четырех членов сборной команды России по высшему пилотажу, поддерживает фирма Сухого. Остальные перебиваются кто как может...

– Про сборную по высшему пилотажу впервые слышу.

– В России о нас мало кто знает. Зато за границей российские пилоты хорошо известны.

На сегодня сборная команда России по высшему пилотажу – как частная лавочка. Во-первых, из-за неадекватности руководства. Во-вторых, отношение госструктур никакое.

– А что Мутко?

– Давно поднимаю вопрос о создании центра высшего летного мастерства для сборных команд России по авиационным видам спорта. Было много встреч и обсуждений. Пока все решается положительно.

Летать не на чем

– Получается, наш высший пилотаж на низшем уровне?

– Весь спорт поделили на олимпийские и неолимпийские виды. Первые имеют всё, вторые не имеют ничего. Грустно. Потому что многие неолимпийские виды спорта приносят стране бо´льшую славу, чем олимпийские.

Я училась мастерству при советской системе ДОСААФ. Не представляете, насколько больно наблюдать, как все разваливается... Средний возраст членов нашей команды – 47 лет. Готовимся не круглый год, а только за два месяца до соревнований. Сосуды головы не подготовлены к большим перегрузкам, особенно отрицательным. Здоровье уходит колоссально...

Светлана Капанина / Александр Алешкин

– Если вы в фирме Сухого, то почему летать не на чем?

– Производство лучших в мире спортивных пилотажных самолетов – СУ-26 и его модификаций – закрыто уже много лет. Говорят, что они устарели. Но это неправда. Если бы они выпускались и периодически модернизировались, то до сих пор были бы лучшими в мире еще лет 20, а то и больше.

– За неимением российских «сушек» летаете вы сейчас на немецком самолете «Экстра-330»...

– Мы только начинаем переходить на «Экстру». Команда до сих пор держалась на «сухих». Сначала было три, потом два, сейчас остался один самолет… Да и его больше ремонтируем, чем летаем... В прошлом году отправились на чемпионат мира на неисправном самолете. Он перегревался и начинал вытворять чудеса со знаком минус. Но команда все равно боролась за призовые места.

Спортсмены сами ищут возможность тренироваться… Много лет ходим с протянутой рукой. Один час налета по старому курсу доллара стоил около 28 тысяч рублей. А сейчас я даже боюсь назвать сумму. Техника иностранная, авиационный бензин в России не выпускается – значит, тоже надо покупать за рубежом. И масло не наше. Поэтому сейчас многие сидят на земле… А в этом году два серьезных старта: чемпионат мира и Всемирные воздушные игры. На чем будем участвовать, как и на какие средства? Не­известно.

[:same:]

– Кто же сдвинет дело с мертвой точки, если даже вы, суперчемпионка, которая встречалась лично с президентом…

– Еще член высшего совета партии «Единая Россия».

– Тем более. Но и это не помогло!

– Вся надежда на министерство спорта и ДОСААФ, куда сейчас назначили нового председателя – Александра Колмакова. Но хватит ли у него сил разгребать эти авгиевы конюшни?..

Мы относимся к техническим видам спорта, но как спорт высших достижений должны финансироваться Минспорта. С другой стороны, авиационный спорт – спорт двойного назначения и без Минобороны нам не выжить. Армия в нас тоже нуждается. Без пилотажа военные летчики – просто извозчики.

Медали и кубки храню в шкафу

– Правда, что в Китае вам хотели памятник поставить?

– И в Китае, и в Японии отношение самое восторженное. Фотографировали меня, снимали мерки. Но сменилось руководство города, и я не знаю, что там с этой идеей.

– Что за история, когда вы на спор пролетели в узком ущелье?

– В Китае проводился Гран-при Кубка мира. Из женщин участвовала только я. Китайцы любят все экстремальное, вот и предложили пилотам пролететь через сквозное отверстие в горе. Существует поверье, что тот, кто пройдет сквозь эти «ворота», познает смысл жизни. А если пролететь, то вообще…

Светлана Капанина / Из личного архива

– Станешь пророком?

– Наверное... Но мне лететь не хотелось. Согласилась, чтобы потом не говорили: «Мужики полетели, а баба опять испугалась». Подходит ко мне корреспондентка: «Как вы будете пролетать через это ущелье?» «А как бы вы, – спрашиваю, – хотели?» И девушка показывает рукой вот так: «на ноже». Вошла в пещеру на правом ноже, обратный полет, на левый нож, вышла многократными управляемыми бочками.

А года через два, тоже в Китае, у нас был полет для занесения в Книгу рекордов Гиннесса: 10 самолетов должны были одновременно пролететь под одним мостом, каждый в своем проеме. Так организаторы, вспомнив пролет в ущелье, посмеялись: «Светлана, ты только бочку фиксированную там не делай – высоты не хватит»…

– Вам предлагали работать за границей?

– И сейчас зовут. В принципе есть вариант уехать... Но я все-таки надеюсь, что у нас что-нибудь изменится.

– Не думали бросить спорт и посвятить себя семье?

– И так стараюсь посвящать себя семье…

– Но полет – это риск.

– Да, после рождения детей ко мне пришло осознание опасности.

– Бочки другие стали?

– Не стали, но в то ущелье уже вряд ли бы полетела. Только если бы это помогло улучшить жилищные условия. Пусть это будет мелко, «по-женски», как говорит мой муж...

– Кстати, где храните медали? Только золотых 69.

– Да… в шкафу они. У меня сестра смеется: «Пригласи к себе «Квартирный вопрос». Пусть оформят тебе комнату, развесят нормально медали, расставят кубки. А то все кучей валяется».

Но и «Квартирный вопрос» не смог бы разместить мои награды – площади маловато.

Loading...Loading...